Эрмитаж

Эрмитаж

https://www.hermitagemuseum.org/ официальный сайт

На сегодняшний день эрмитажное собрание содержит более 3 млн экспонатов — живописные полотна, графические листы, скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства, оружие, памятники нумизматики, археологические находки, книги, фотографии, документы и многое другое. «Возвращение блудного сына» и «Даная» Рембрандта, «Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо, «Юдифь» Джорджоне, «Завтрак» Диего Веласкеса, «Апостолы Пётр и Павел» Эль Греко, «Юноша с лютней» Караваджо, «Три грации» Антонио Кановы, часы «Павлин» — лишь некоторые жемчужины коллекции. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Cтроительство Зимнего дворца

1754-1762

Строительство Зимнего дворца архитектором Растрелли по заказу императрицы Елизаветы Петровны.


 
Иоганн Георг де Майр (Мейер, Майер)
«Вид на Зимний дворец со стороны Васильевского острова»
1796 г.
Холст, масло

В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли. Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.

Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью. Однако полностью воплотить свой замысел в оформлении интерьеров архитектору не удалось. Екатерина II потребовала внести изменения в первоначальный проект в соответствии с новой архитектурной модой — стилем классицизм.

Начало царствования Екатерины II

1762

Екатерина Алексеевна, супруга Петра III, совершив переворот, пришла к власти 28 июня 1762 г.


 
Вигилиус Эриксен
«Портрет Екатерины II перед зеркалом»
Между 1762-1764 гг.
Холст, масло

Екатерина Алексеевна, урожденная принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская, супруга императора Петра III, пришла к власти 28 июня 1762 г., сместив с престола своего супруга с помощью преданной ей гвардии, которую возглавляли братья Орловы. В следующем 1763 г. Екатерина Алексеевна была коронована, согласно обычаю, в Успенском соборе Московского Кремля. Эпоха царствования Екатерины II была одной из самых замечательных в русской истории. Блестяще образованная и разносторонне одаренная императрица управляла страной в течение 34 лет, добившись безусловных успехов во внешней и внутренней политике и завоевав международный авторитет.

По заказу Екатерины II были построены здания Малого и Большого Эрмитажей, возведен Эрмитажный театр, и сложился тот неповторимый ансамбль дворцовых зданий, в которых ныне располагается музей «Государственный Эрмитаж». Екатерина II приобретает собрания произведений искусства, которые положили начало будущему музею «Эрмитаж», основательницей которого она считается.

Строительство Малого Эрмитажа

1764 — 1775

В этом здании Екатерина II устраивала вечера — «малые эрмитажи» и размещала коллекции картин.


 
Северный Павильон здания Малого Эрмитажа

В 1764-1766 гг., по желанию императрицы Екатерины II, рядом с парадной резиденцией — Зимним дворцом — архитектор Ю.М. Фельтен возвел двухэтажный корпус. Черты уходящего барокко и зарождающегося классицизма органично и естественно соединились в облике этого здания, в пластичности его архитектурных объемов и изяществе убранства фасада.

Позднее, в 1767-1769 гг., архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот построил на берегу Невы павильон для уединенного отдыха с парадным залом, несколькими гостиными и оранжереей. Здание, оформленное в стиле раннего классицизма, отличается строгими пропорциями, соразмерными архитектурным членениям Зимнего дворца. Ритм колоннады коринфского ордера, украшающей его второй ярус, выразительно подчеркивает художественное единство двух разностилевых зданий. Северный и Южный корпуса соединены расположенным на уровне второго этажа висячим садом, по сторонам которого были устроены галереи. Созданный в конце XVIII в. архитектурный ансамбль получил название Малый Эрмитаж, в соответствии с назначением Северного павильона, где Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями — «малые эрмитажи». Художественные коллекции, размещенные в продольных галереях, положили начало собраниям императорского музея.

Приобретение Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского

1764

Год приобретения Екатериной II коллекции И.Э. Гоцковского считается датой основания музея.


 
Франс Халс
«Портрет молодого человека с перчаткой в руке»
Около 1650 г.
Холст, масло

В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский — крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.

Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России — победительнице в войне — приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции — «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.

Приобретение коллекции графа Брюля

1769

Коллекция состояла из гравюр, рисунков и картин мастеров западноевропейской живописи.


 
Питер Пауль Рубенс
«Персей и Андромеда»
Около 1622 г.
Холст, масло

Летом 1769 г. в Петербург прибыла коллекция графа Генриха Брюля, содержавшая множество гравюр и рисунков, свыше 600 картин голландской, фламандской, французской, итальянской и немецкой школ. Она была куплена у наследников графа Брюля, саксонского министра, подражавшего в собирательстве своему королю Августу III. Пользуясь услугами агентов короля и советами К.Г. фон Хейнекена, одного из лучших специалистов своего времени в вопросах искусства, Брюль составил большое собрание, отличавшееся высоким качественным уровнем. Среди его шедевров — полотна Рембрандта «Портрет ученого» и «Портрет старика в красном», Рубенса «Персей и Андромеда», работы Пуссена «Снятие с креста» и Ватто «Затруднительное предложение», а также пейзажи кисти Рейсдаля. С этой коллекцией в Эрмитаж поступила серия видов Дрездена и Пирны, исполненная по заказу графа итальянским художником Белотто. Среди итальянских картин особый интерес вызывает полотно Тьеполо «Меценат представляет Августу свободные искусства», написанное около 1745 г. для графа Альгаротти и подаренное им Брюлю. Заключенный в античном сюжете аллегорический смысл этого полотна легко прочитывается: Брюль энергично собирал картины для Августа III, способствуя процветанию искусств при саксонском дворе.

Строительство Большого Эрмитажа

1771-1787

Здание было построено по заказу Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки.


 
Карл Петрович Беггров
«Вид Дворцовой набережной»
1826 г.
Бумага, литография, акварель

В 1771-1787 гг. по заказу императрицы Екатерины II для размещения дворцовых коллекций и библиотеки было построено здание на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, которое превосходило его своими размерами и стало называться Большим Эрмитажем. Созданное архитектором Ю.М. Фельтеном трехэтажное строение органично вписалось в существовавший дворцовый ансамбль. Строгость и простота облика Большого Эрмитажа соответствовали духу классицизма XVIII в. Решение его фасада построено на сочетании ритмов горизонтальных членений и вертикалей оконных проемов.

В 1792 г. Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились Лоджии Рафаэля — близкое к оригиналу повторение знаменитой галереи папского дворца в Ватикане.

Приобретение коллекции Кроза

1772

Коллекция стала одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа.


 
Тициан
«Даная»
Около 1554 г.
Холст, масло

В 1772 г. в Париже состоялась покупка знаменитой картинной галереи, принадлежавшей скончавшемуся за два года до этого Антуану Кроза, барону де Тьеру. Ее создателем был дядя барона, банкир Пьер Кроза, прекрасный знаток искусства, тесно связанный с художественным миром. Переговоры с наследниками барона де Тьера, проходившие при участии Дидро, закончились покупкой собрания, ставшего одним из самых ценных приобретений за всю историю Эрмитажа. Коллекция обогатила музей такими шедеврами, как «Святое семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, «Даная» и «Святое семейство» Рембрандта, «Оплакивание Христа» Веронезе. Среди произведений Рубенса были приобретены «Вакх» и «Портрет камеристки», эскизы для оформления Люксембургского дворца в Париже. Ван Дейк был представлен 6 портретами, среди которых — автопортрет художника. Помимо картин итальянской, нидерландской, голландской и фламандской школ, коллекция Кроза включала очень много полотен французских мастеров XVII-XVIII вв.: Ленена, Пуссена, Миньяра, Ларжильера, Ватто, Ланкре, Шардена. В числе французских работ в состав собрания Эрмитажа вошли картины «Актеры французского театра» Ватто и «Прачка» Шардена.

Приобретение коллекции сэра Pоберта Уолпола

1779

Собрание обогатило Картинную галерею Эрмитажа картинами итальянской, фламандской, голландской школ.


 
Франс Снейдерс
«Птичий концерт»
Около 1630-1640 гг.
Холст, масло

Сэр Роберт Уолпол, премьер-министр при королях Георге I и Георге II, был известным коллекционером первой половины XVIII в. Его художественные сокровища были сосредоточены в родовом замке Хоутон-Холл. Внук коллекционера Джордж Уолпол предложил Екатерине II через русского посланника в Лондоне А.C. Мусина-Пушкина купить галерею Хоутон-Холла.

Собрание заложило основу эрмитажной коллекции итальянской живописи XVII в. С ним пришли картины Джордано «Вакх» и «Кузница вулкана», Г. Рени «Спор Отцов Церкви», С. Розы «Блудный сын» и «Демокрит и Протагор». Значительно обогатилась коллекция фламандской живописи, которая, за единичными исключениями, приобрела с этого момента свой нынешний облик. Из Хоутон-Холла поступили «Пейзаж с возчиками камней», «Пир у Симона Фарисея», эскизы маслом триумфальных арок Рубенса, многие работы Ван Дейка — «Мадонна с куропатками» и портреты лондонского периода, четыре огромные «Лавки» и «Птичий концерт» Снайдерса.В составе этого собрания Эрмитаж приобрел шедевры других школ — «Святое семейство» и «Моисей, иссекающий воду из скалы» Пуссена, «Непорочное зачатие» и «Поклонение пастухов» Мурильо, «Жертвоприношение Авраама» Рембрандта.

Приобретение коллекции графа Бодуэна

1781

Первоклассное собрание состояло преимущественно из картин фламандских и голландских художников.


 
Рембрандт Харменс ван Рейн
«Молодая женщина, примеряющая серьги»
1657 г.
Дерево, масло

Коллекция графа Бодуэна была приобретена для Эрмитажа при содействии Мельхиора Гримма, комиссионера Екатерины II по художественным делам, состоявшего с ней в активной переписке в течение 20 лет. Рекомендуя коллекцию вниманию императрицы, Гримм подчеркивал, что она известна всем русским, приезжающим в Париж. Собрание, насчитывающее 119 первоклассных картин, преимущественно фламандской и голландской школ, было последним крупным пополнением Картинной галереи Эрмитажа в XVIII в. Оно включало девять картин Рембрандта, среди которых «Портрет старика», «Портрет старушки», «Портрет поэта Иеремиаса де Деккера», «Девушка, примеряющая серьги», а также полотна Ван Дейка, Остаде, Якоба ван Рейсдала и Тенирса Младшего.

Строительство Эрмитажного театра

1783

Театр, где спектакли сменялись праздниками, был важной частью жизни императорского двора.


 
Карл Иванович Кольман
«Вид Эрмитажного театра и арки через Зимнюю канавку»
1820-е гг.
Бумага, литография, акварель

Строительство Эрмитажного театра, которое Екатерина II поручила в 1783 г. архитектору Джакомо Кваренги, было завершено в 1787 г. Здание, отличающееся гармонией и уравновешенностью архитектурных форм, является прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII века. Окна первого этажа, отделанного рустом, украшают замковые камни с львиными масками — один из любимых приемов Кваренги. Стройная колоннада второго яруса фасада фланкирована ризалитами с расположенными в нишах статуями древнегреческих драматургов и поэтов.

Зрительный зал театра устроен в виде амфитеатра с шестью рядами скамей. Его стены облицованы искусственным мрамором и оформлены колоннами, капители которых украшены сценическими масками. Над установленными в нишах скульптурами Аполлона и муз помещены медальоны с профильными изображениями выдающихся драматургов. Сцена отделена от зала балюстрадой, за которой находятся еще несколько рядов скамей и две боковые ложи. С XVIII в. театральные спектакли при царском дворе стали традиционными и неизменно сопутствовали многим празднествам. Здесь также проводились так называемые театральные обеды для избранных гостей и новогодние маскарады.

Приобретение коллекции Лайд Брауна

1787

Собрание Лайд Брауна стало ядром эрмитажной коллекции памятников древней скульптуры.


 
Бюст императора Люция Вера
Древний Рим. Третья четверть II в.
Мрамор

Собрание Лайд Брауна, приобретенное Екатериной II в 1787 г., стало ядром эрмитажной коллекции памятников древней скульптуры. Джон Лайд Браун, директор Британского банка, член Лондонского общества антикваров, получивший у современников прозвище «виртуозо» (знаток изящного), посвятил всю свою жизнь созданию своей коллекции. В течение 40 лет английский банкир приобретал скульптуры у антикваров и археологов Италии, у владельцев итальянских палаццо. Вся коллекция (свыше 300 скульптур) поступила в Царское Село и украсила Грот в парке этой загородной резиденции императрицы, а также ее апартаменты в Екатерининском дворце.

Отдельные рельефы и мраморные надгробия были помещены в парке, в пирамиде, где находилась усыпальница комнатных собачек Екатерины II. Наиболее ценная часть коллекции Лайд-Брауна — скульптурные портреты, включающие, наряду с римскими, один ранний греческий портрет, так называемое изображение «Сервилия Ахалы».

Создание Георгиевского зала

1795

Георгиевский зал — один из лучших образцов парадного интерьера русского классицизма.


 
Константин Андреевич Ухтомский
«Виды залов Зимнего дворца. Георгиевский зал»
1862 г.
Бумага, акварель

Большой Тронный (Георгиевский) зал, созданный Дж. Кваренги в 1787-1795 гг., был уничтожен пламенем разрушительного пожара 1837 г.

Авторские чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об одном из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными коринфскими колоннами розового мрамора был необыкновенно эффектен. Отделка мрамором белого, серого, светло-красного и синего цветов, блеск золоченой бронзы, наборный паркет из разных пород дерева составляли красивую полихромную гамму. Потолок был украшен живописным плафоном работы французского художника Г.Ф. Дуайена и итальянца Д.Б. Питони. Над троном, созданным по рисунку Кваренги, располагались аллегорические фигуры, поддерживающие щит с вензелем Екатерины II. Тронное место было декорировано ниспадающими драпировками пунцового бархата, шитого золотом и шелками.

Добавить комментарий