Ораниенбаум

Ораниенбаум

Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум расположен на берегу Финского залива на территории города Ломоносов, который до 1948 г. носил название Ораниенбаум.
Ораниенбаум является старейшим из императорских дворцов в окрестностях Санкт-Петербурга, а также единственным, который не был захвачен нацистскими войсками во время Великой Отечественной войны.
Ораниенбаум, пожалуй, наименее посещаемый из пригородных дворцов Санкт-Петербурга. Отчасти это может быть связано с десятилетиями забвения, которые привели к тому, что большинство зданий обветшали. К счастью, поместье перешло под управление Петергофа, и тогда началась масштабная программа реконструкции.

Большой (Меншиковский) дворец

Земли, на которых были основаны дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум и сам город, изначально были подарены Петром I великому князю Александру Меншикову около 1710 г.
Меншиков начал строить здесь свою резиденцию в 1713 г., примерно в то же время шло и строительство имения Петра I в Петергофе. Меншиков, похоже, намеревался превзойти его по масштабу и величию, и поручил архитекторам Джованни Фонтане и Иоганну Шеделю, которые уже строили дворец Меншикова в Санкт-Петербурге, спроектировать еще один свой дворец. После более чем десятилетней работы, которая в итоге обанкротила Меншикова, дворец был достроен.
Это красивое желто-белое здание с видом на залив, с двухуровневой террасой перед ним, состоит из вогнутого центрального корпуса с двумя одноэтажными галереями, ведущими к восьмиугольным павильонам, в одном из которых находится часовня дворца.

К южной стороне здания примыкают два флигеля — Кухонный и Фрейлинский.
Меншикову не довелось долго насладиться красотой нового дворца. Вскоре он был арестован и в 1727 г. сослан в Сибирь вместе с семьей. Поместье в Ораниенбауме было передано государству, а дворец Меншикова стал военно-морским госпиталем.
В 1743 г. императрица Елизавета подарила имение своему племяннику, будущему императору Петру III, который поручил архитектору Бартоломео Растрелли отремонтировать дворец. Растрелли оставил внешний вид дворца почти нетронутым, но создал роскошные интерьеры, которые, к сожалению, давно разрушены. В это время Восточный павильон стал известен как Японский благодаря коллекции японской и китайской керамики.
Дворец был в очередной раз изменен в 1762 г. архитектором Антонио Ринальди. С конца XVIII в. здание использовалось как резиденция Александра I и его брата Михаила. В течение XIX в. несколько известных архитекторов, в том числе Луиджи Руска, Карл Росси и Василий Стасов, переделали интерьеры дворца.

Дворец Петра III

Миниатюрный дворец Петра III был построен Антонио Ринальди между 1758 и 1762 гг. Дворец вместе с близлежащими Почетными воротами ― все, что осталось от Петерштадта, потешной крепости, которую Петр III построил в 1759—1762 гг. Большинство зданий Петерштадта были снесены в 1798 г., когда сын Петра Павел I приказал убрать все деревянные конструкции в парке. Въездные Почетные ворота, ведущие на плац Петерштадта, представляют собой элегантную башню позднего барокко с узким золотым шпилем на широкой арке и восьмиугольной башней, которая когда-то использовалась в качестве смотровой площадки.
Сам дворец Петра — простой, но изысканный пример раннего неоклассицизма. Небольшой двухэтажный квадратный дом с дугообразным фасадом был спроектирован для отдыха и развлечений Петра в одиночестве, о чем свидетельствуют размеры жилой и спальной комнат.

Во дворце хранится коллекция произведений искусства XVIII в., а потолок петровского будуара украшен сценами из жизни в Петерштадте.

Китайский дворец

Это великолепное здание в юго-западной части парка в Ораниенбауме получило свое название из-за нескольких интерьеров, отделанных в китайском стиле.

Построенный по проекту Антонио Ринальди между 1762 и 1768 гг., это был первый крупный строительный проект по заказу Екатерины Великой. Однако сама императрица за 34 года своего правления провела там всего 48 дней.
Снаружи дворец представляет собой относительно простое одноэтажное здание, которое, тем не менее, считается одним из лучших образцов рококо в России.

Семнадцать комнат дворца были декорированы Ринальди и другими ведущими художниками и мастерами того времени. Изюминкой интерьеров Китайского дворца является Стеклярусный кабинет, стены которого увешаны 12 панелями из густых гобеленов с изображением экзотических птиц и другой фауны. Мелкие белые стеклянные бусины, образующие фон гобеленов, придают всей комнате легкое мерцание, которое особенно прекрасно в свете белых ночей.
Интерьеры Китайского дворца сохранились почти полностью нетронутыми со времен правления Екатерины Великой. В настоящее время здание находится на глубокой реконструкции.

Парк Ораниенбаум

Верхний парк, расположенный к юго-западу от Большого (Меншиковского) дворца, с разнообразными лесными массивами, чередующимися с каналами, мостами и прудами, является самой красивой частью комплекса.

В этом парке на холмистой местности находится павильон Каменное зало, использовавшийся при царствовании Екатерины для проведения маскарадов.
Нижний парк вокруг Большого (Меншиковского) дворца был заложен в начале XVIII в., когда формальные сады все еще были в моде.

Павильон Катальной горки

Среди всех сооружений Верхнего парка Ораниенбаума самое сильное впечатление производит павильон Катальной горки. Возвышаясь, подобно маяку, на высоком береговом уступе, он виден далеко, откуда ни посмотри. Его изящный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. Павильон – часть некогда огромного увеселительного сооружения, летних Катальных гор, прообразом которым послужили ледяные горы, создаваемые к дням масленичных гуляний.

Комплекс Катальной горы состоял из павильона, скатов и крытых галерей-колоннад протяженностью 532 метра. Спусковая площадка располагалась на высоте 20 метров. Сложное инженерно-техническое сооружение Катальных гор имело один прямой и три волнообразных деревянных ската, высота которых последовательно уменьшалась и преодолевалась за счет инерции, а также три колеи: центральная – для катания, и боковые – для подъема колясочек. Катание осуществлялось на специально сконструированных А. К. Нартовым резных золоченых колясочках в виде «триумфальных колесниц, гондол и оседланных зверей». Катались с горы до 1801 года, пока она не начала медленно разрушаться. В конце концов, в 1813 году колоннады рухнули, а в конце 1850-х руины разобрали.

От сооружений сохранился только павильон, лаконичные фасады которого контрастируют с утонченностью отделки внутренних помещений. Каждый из интерьеров уникален. Круглый зал декорирован росписью, лепкой и позолотой работы русских и итальянских мастеров. Пол облицован искусственным мрамором нежно-синего, розовато-голубого, желтоватого и зеленоватого тонов. Орнамент пола перекликается с росписью стен и купола. Большую художественную ценность представляет Фарфоровый кабинет, где размещены уникальные фарфоровые группы, выполненные в 1772-1774 годах на Майсенской мануфактуре специально для этого интерьера по моделям скульптора И. И. Кендлера. Фарфоровые изделия представляют собой аллегорическое повествование о жизни России в XVIII веке, её славных морских победах, о бурном развитии экономики, торговли, наук и искусств.

Подобные интерьеры придавали павильону не только развлекательную, но и представительскую функцию. После завершения строительства «Катальной горки», Екатерина проводила здесь торжественные обеды и приёмы, в том числе и для иностранных послов. Так, например, 28 июля 1774 года в Ораниенбауме проходил Верховный Тайный совет, и по этому случаю в Круглом зале павильона состоялся торжественный обед, на котором присутствовало ближайшее окружение императрицы и иностранные послы. А 30 июня 1777 года здесь же был дан торжественный ужин в честь шведского короля Густава III.

Как добраться до Ораниенбаума?
  • От метро «Автово»Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов»Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал»Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»

У этой записи 6 комментариев

  1. ucretsiz

    It feels like your quitting entry point.. Please dont.. Merrielle Jaymie Zorana

  2. web-dl

    I believe you have mentioned some very interesting details , appreciate it for the post. Rosamund Justen Zilvia

  3. altyazili

    Hola vict, podrias facilitarme las familias de registro sanitario y arqueta porfa, te lo agradeciese mucho. Karel Micky Cavanaugh

  4. yabanci

    Nice respond in return of this matter with solid arguments and explaining the whole thing concerning that. Eilis Myles Marguerita

  5. yabanci

    I have been examinating out many of your stories and i can state clever stuff. I will surely bookmark your site. Helene Phillip Gytle

  6. tek part

    Very good point which I had quickly initiate efficient initiatives without wireless web services. Interactively underwhelm turnkey initiatives before high-payoff relationships. Holisticly restore superior interfaces before flexible technology. Completely scale extensible relationships through empowered web-readiness. Golda Seumas Lurlene

Добавить комментарий